Центр детского творчества "Исток"
Главная » Отделы » Методический отдел

Методический отдел

Развитие современного общества характеризуется повышенным вниманием к процессу образования и воспитания. Одна из целей преобразования российской системы образования является формирование у детей ключевых компетенций, а это, прежде всего, предполагает изменение роли педагога в образовательном процессе. Чтобы управлять процессом развития личности, нужно самому быть компетентным.

Динамичность процессов, происходящих в социальной, экономической и культурной сферах жизнедеятельности людей, требует, чтобы современная система образования не только мобильно, своевременно и адекватно реагировала на эти изменения, но и носила опережающий характер. В основе обновления деятельности методической службы ЦДТ «Исток» лежит идея развития, которая должна определять преобразования, происходящие в учреждении. Методическая служба — это целостная система мер направленная на:

Методическая деятельность в ЦДТ «Исток» представляет собой систему коллективной и индивидуальной деятельности методистов, педагогов и администрации учреждения с целью: Создание условий для повышения качества образования через совершенствование и развитие профессионально-значимых компетентностей педагогов, методистов, заведующих отделами, повышение их педагогической культуры и личностного роста.

Структура методического отдела

Содержание деятельности методической службы

Вся методическая работа реализуется через:

1) мероприятия, связанные с единой методической темой ЦДТ:

«Расширение возможностей образовательно-воспитательного процесса, направленного на социализацию личности обучающихся, через компетентность и профессионализм педагога»

2) в работу проектов Программы развития ЦДТ.

Это проекты:

Дополнительное образование целенаправленно создает условия, которые должны быть средством социализации личности ребёнка.

И это зависит от реализации потенциальных возможностей каждой образовательной области.

Кто должен расширять эти возможности? Конечно же, прежде всего педагог, который не должен научить ребёнка своему виду деятельности на всю жизнь, а должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности педагога. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.

«… мастер педагогического труда – это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения»

А.А. Крылов

Поэтому весь путь развития методической службы выглядеть следующим образом: «От компетентного педагога к компетентному ученику».

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога

1 этап

  • Выявление уровня профессиональной компетентности (диагностика).

2 этап

  • Реализация проектов:
    «Развитие кадрового потенциала»;
    «Системное развитие детской общественной самоорганизации и самоуправления в детской и подростковой среде «Стиль жизни — творчество»;
    «Доброе сердце семьи»;
    «Наш ЦДТ – учреждение здоровья и согласия» и программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации «Мир, в котором мы живём».

3 этап

  • Анализ деятельности.

Мероприятия 1-го этапа

а) диагностика педагогического коллектива состоит из:

  • ​Диагностика микроклимата в коллективепоказывает насколько взаимоотношения в коллективе доброжелательны и как они будут способствовать выполнению намеченных планов.
  • Диагностика оценки способности к саморазвитию и самообразованию,определяет уровеньготовности педколлективак самообразованию как необходимому элементукомпетентности педагога.
  • В ШМП продолжается диагностическое исследование психологического портрета педагога, которое поможет молодым педагогам сравнить уровень сформированности в себе той или иной способности.
  • В конце года проводится диагностика удовлетворённости педколлективаорганизацией жизнедеятельности, УВП, работой МО в ЦДТ, которая помогает проанализировать выполнение намеченных целей и задач.

б) диагностика детского коллектива:

  • «Я и мое объединение» — это входная диагностика и затем итоговая, которая рассматривает уровень адаптации ребёнка в коллективе, уровень сформированности коллектива, интерес ребенка к выбранному виду деятельности, направленность мотивации и др.
  • Диагностика одарённых детей, которуюпроводят сами педагоги в своих объединениях по предложенным картам одарённости.Эта диагностика помогаетсформировать банк данных одарённых детей и начатьзанятияпо программе «Азбука креатива», котораяпроходит со всеми детьми.
  • Проводится диагностика лидерских качествдетей для формирования актива и проведения тренинга.
  • ​В студии «Семицветик» проводитсяитоговая диагностика готовности детей к школьному обучению.

в) диагностика коллектива родителей:

  • На родительскомсобраниипроводитсядиагностика «Стили и методы воспитания ребёнка в семье», по итогам диагностикиоформляетсястенд.
  • Тематическая диагностика родителей проводится в клубе«Супер-семья » на каждом заседании, с целью получения обратной связи по пройденной теме.
  • В конце годапроводится анкетирование родителей на степень удовлетворённости учебным процессом в ЦДТ «Исток»

Мероприятия 2-го этапа

На втором этапе – реализация проектов «Программы развития»

  • Проект работает через ряд «Школ»:

1. «Школа молодого педагога»

Цель работы школы молодого педагога в ЦДТ является адаптация начинающих педагогов в коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление, раскрытие индивидуальных педагогических способностей. Молодые педагоги изучают современные подходы в образовании: компетентностный, системно-деятельностный, развивающего обучения, знакомятся с идеологами этих подходов, педагогами-новаторами, педагогическими технологиями формирования компетенций детей. Продолжается работа над совершенствованием мастерства проведения занятий с использованием технологий изученных современных подходов в обучении.

На каждом занятии с молодыми педагогами работает педагог-психолог. Проводит диагностику «Психологический портрет современного педагога» и по выявленным проблемам проводит практические занятия.

2. «Школа Нормативно-правовых знаний»

Цель мероприятий проводимых в рамках этой школы:

  • Повышение уровня правовой культуры педагогов.

Согласно плана работы, проводятся следующие мероприятия:

  • Беседы с вновь принятыми педагогами: «Нормативные документы, необходимые для организации образовательной деятельности в объединении».
  • Семинар: «Требования к оформлению печатной продукции»
  • Семинар-практикум «Профессиональный государственный стандарт педагога дополнительного образования» — (основные позиции)
  • Требования ФГОС к организации работы с детьми разного возраста.
  • Оказывается методическая помощь в подготовке к аттестации педагогических работников.

3. «Школа психолого-педагогических знаний» осуществляет работу семинаров, запланированных согласно ЕМТ или по итогам диагностики затруднений.

Цель — дать психолого-педагогическое обоснование ЕМТ, расширить знания педагогов по проблеме социализация детей, подвести к проектно-исследовательской деятельности.

Регулярно проведятся семинары с участием преподавателей кафедры педагогики ИРО РБ и методистов ЦДТ «Исток»

  • «Дополнительное образование как пространство для социализации детей».
  • «Мир профессий будущего»
  • «Влияние компетентности педагога на процесс социализации детей».
  • «Самообразование как фактор повышение компетентности педагога»
  • «Занятие как средство социализации детей и повышения компетентности педагога».

4. «Школа обобщения и распространения передового педагогического опыта» предполагает:

  • участие педагогов в работе МО ЦДТ, ГМО, Городской школы молодого педагога;
  • проведение методических дней для слушателей КПК ИРО РБ в рамках работы базовой площадки;
  • организация и проведение Авторской секции ИРО РБ на Всероссийской конференции по теме: «Формы и методы педагогической поддержки детей детской творческой и социальной инициативы»;
  • мастер-классы по проведению занятий, воспитательных мероприятий;
  • методические дни, где педагоги представлять свою методическую работы в виде открытых занятий, мастер-классов, творческих отчетов, презентаций. Особо отмечаются исследовательские проекты, занятия на экологическую тему;
  • Проведён районный конкурс социальных проектов для дошкольников «Живая планета».

5. «Школа компьютерных технологий» проводит практикумы:

  • «Работа в программе «Photoshop»;
  • «Как сделать видео ролик»;
  • Консультации по созданию презентаций.
  • Цель — оказать техническую помощь педагогам в овладении информационно-коммуникативных компетенций.

6. «Школа общения» — предполагает индивидуальные консультации по преодолению барьеров в общении на уровне: педагог – педагог; педагог — ребенок; педагог – родитель.

Традиционно проводятся семинары-совещания с заместителями директоров по воспитательной работе школ района, кураторами проектных команд. Занятия с использованием проектных технологий с активом обучающихся района по подготовке Слёта проектных команд и волонтёрских отрядов. Проводится работа по подготовке нормативной и методической базы запланированных мероприятий. В конце года проводится открытый районный конкурс социальных проектов «Молодость может всё!»; форум актива Совета старшеклассников и детских общественных объединений «Академия самоуправления»; сбор-семинар отрядных вожатых Центров дневного пребывания ОУ района; конкурс моделей ученического самоуправления, программ развития детского самоуправления «Лидер года»; участие актива волонтерских отрядов и детских общественных объединений ОУ района в республиканском фестивале «Пионеры третьего тысячелетия и др. мероприятия районного уровня.

6.1. Выступления на родительских собраниях в объединениях по запросам педагогов на темы:

  • «Можно ли обойтись без наказаний?»
  • «Нравственные ценности в семье».

6.2. «Семейная гостиная», первая встреча, посвященная году Российского кино

  • 2-я встреча: «Что? Где? Когда?» (конкурс по экологии совместно с детьми и родителями).

6.3. Клуб «Суперсемья»

  • 1-я встреча «Роль семьи в социализации личности ребёнка».
  • 2-8 встречи на тему: «Детская агрессивность»
  • Проведение экспресс — диагностики по теме занятий

6.4. Традиционно проводится Семейный конкурс «Суперсемья» и др. мероприятия

Реализация проекта осуществляется в совместной работе методического, социально-педагогического и организационно-массового отделов по нескольким направлениям:

6.4.1. Духовно- нравственное воспитание

  • В работе Дискуссионного клуба «Данко» проводятся «уроки нравственности».

6.4.2. Налаживается связь с другими ОУ, культурными центрами, общественными организациями.

  • Совместные мероприятия с Литературно-краеведческой гостиной на базе лицея № 21;
  • Совместные мероприятия с Мобильной библиотекой №10;
  • Взаимодействие с кафедрами БГПУ истории и языкознания.
  • Проведение встреч клуба друзей Болгарии «Побратушки»;
  • Беседы, приуроченные к знаменательным датам;
  • Организация мероприятий по приобщению детей к культурному наследию РБ: посещение музеев, выставочных залов, филармонии и др. культурных центров;
  • Организация встреч с интересными людьми.
  • Работа журналистов из числа наших воспитанников, которая предполагает выход в СМИ, публикации, заметки, информация на сайтах различных общественных организаций.

Мероприятия 3-го этапа

  • Анализ деятельности:

На протяжении всех этапов большое внимание уделяется созданию информационно-аналитической базы данных по всем направлениям работы ЦДТ «Исток», в том числе и методической службы. Это сбор видео и фото материалов, редактирование и подготовка к публикации всех методических материалов ЦДТ, представление методических материалов для участия в конкурсах, выставках, участие в проведении конкурсов внутри центра, работа в составе жюри.

Подведение итогов проходит в рамках участия педагогов в методических днях ЦДТ «Исток», выступлений на ПС, ГМО, в работе авторской секции ИРО РБ, на Итоговом ПС в конце года, через публикации, а также участие в профессиональных конкурсах методических разработок.

Таким образом видно, что методическая работа в ЦДТ «Исток» проходит планово и систематически, организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного деятельности. Чем больше удовлетворен педагог своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Задача методической работы и состоит в том, чтобы помочь педагогу углубить различные аспекты его профессиональной подготовки.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УВП

В ЦДТ ведётся планомерная целенаправленная методическая работа по оказанию помощи педагогам в написании образовательных программ нового поколения. Групповые и индивидуальные консультации, семинары, изучение затруднений и диагностические обследования помогают осуществлять переход от примерных программ к модифицированным и авторским. Большая часть программ имеют сроки реализации от 1 до 3-х и более лет. Полнота реализации образовательных программ отслеживается через контрольно-проверочные мероприятия, итоговую аттестацию, по результатам творческих достижений детей. В МБОУ ДОД ЦДТ реализуются 66 программ:

Художественно-эстетической направленности – 52 программы (78,8%);
Социально-педагогической – 9 программ (13,6%);
Научно-технической – 1 программа (1,6%);
Физкультурно-спортивной – 4 программы (6%).

Перечень программ, реализуемых в объединениях отдела музыкально-хореографического искусства в 2018 – 2019 учебном году: скачать

Перечень программ, реализуемых в объединениях отдела декоративно-прикладного искусства и изобразительного творчества в 2018 – 2019 учебном году: скачать

Перечень программ, реализуемых в объединениях ДЦСО «Семицветик» в 2018 – 2019 учебном году: скачать

Перечень программ, реализуемых в объединениях социально-педагогического отдела в 2018 – 2019 учебном году: скачать

КАДРОВЫЙ СОСТАВ ОТДЕЛА

Ануфриева Наталья Георгиевна.

Заведующая отделом
Методист высшей категории. Отличник образования РБ, Почетный работник общего образования РФ. Заведующая методическим отделом.

Осуществляет прогнозирование, планирование, организацию и контроль всей методической работы в ЦДТ. Координирует научно-методическую работу с целью создания единой системы непрерывного образования педагогических кадров и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в ЦДТ «Исток». Организует работу по повышением творческого потенциала методистов и педагогов, обобщению и распространению ППО педагогов центра на уровне района, города и республики. Организует и координирует работу ГМО по оказанию методической помощи методистам и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Руководит работой по организации повышения квалификации педагогов в самом ЦДТ «Исток» через систему работы различных «Школ». Пропагандирует новые педагогических технологии и оказывает помощь методистам и педагогам в их освоении. Разрабатывает научно-методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ЦДТ «Исток». Организует рецензирование и методическое сопровождение всей методической продукции ЦДТ «Исток». Руководит работой Методического совета, творческих групп. Проводит заседания ПС. Участвуем в работе методических объединений педагогов всех отделов. Курирует программно-методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности. Осуществляет координирование работы всех методистов отдела. Организует совместную работу с кафедрой ИРО РБ в рамках работы базовой площадки.

Шарипова Валентина Сергеевна.

Методист высшей категории.
Руководитель школы молодого педагога.

Цель работы школы молодого педагога в ЦДТ является адаптация начинающих педагогов в коллективе, их самоутверждение и профессиональное становление, раскрытие индивидуальных педагогических способностей. Современное дополнительное образование детей остро нуждается в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности.

Вновь пришедшие молодые педагоги сталкиваются с проблемами адаптации в коллективе, методики проведения занятий, незнания своих прямых должностных обязанностей. Валентина Сергеевна прогнозирует, планирует и организует работу ШМП, проводит семинарские занятия, осуществляет индивидуальную методическую поддержку начинающих педагогов. Руководит работой наставников. Под её руководством молодые педагоги изучают современные подходы в образовании: компетентностный, системно-деятельностный, развивающего обучения, знакомятся с идеологами этих подходов, педагогами-новаторами, педагогическими технологиями формирования компетенций детей. Проводится работа над совершенствованием мастерства проведения занятий с использованием новых освоенных технологий.

Насырова Елена Леонидовна.

Методист высшей категории. Отличник образования РБ.
Методист по учебно-воспитательной работе в объединениях изо-прикладного отдела.

Прогнозирует, планирует и осуществляет работу методического объединения изо-прикладного отдела. Проводит обучающие семинары по структуре занятия, методам и приемам работы в разновозрастных группах. Проводит авторский мастер-класс по методике преподавания изо-прикладных дисциплин. Обобщает передовой педагогический опыт в своём отделе. Корректирует программно-методический комплекс учебно-воспитательной деятельности в отделе. Редактирует методические разработки педагогов. Оказывает методическую помощь молодым педагогам. Посещает занятия, воспитательные мероприятия. Осуществляет анализ учебно-методической деятельности педагогов отдела. Способствует распространению педагогического опыта педагогов отдела на уровне города и республики.

Вострецова Юлия Васильевна.

Методист высшей категории.

Является куратором информационно-аналитической деятельности в ЦДТ «Исток». Организует сбор и обработку информации по работе ЦДТ. Формирует базу данных по всем актуальным вопросам деятельности ЦДТ. Отвечает за хранение и использование информационного банка. Отбирает, анализирует, редактирует необходимую информацию для пополнения сайта ЦДТ. Отвечает за актуальность, насыщенность, предельную конкретность, объективность как оперативной, так и стратегической информации. Организовывает обучение педагогов по оформлению печатной продукции. Готовит видео и фото продукцию к выступлениям педагогов и администрации ЦДТ. Редактирует методические разработки педагогов, направляет готовые работа для участия в конкурсах и выставках. Оформляет буклеты и видео ролики о деятельности ЦДТ.

Булякова Алсу Ильшатовна.

Педагог — психолог.

Окончила Башкирский государственный университет, факультет психологии.

Цели и задачи работы педагога — психолога:

Цель:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ЦДТ.

Задачи:

— сохранение психологического здоровья обучающихся и педагогов;
— оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в реализации задач ЦДТ;
— формирование мотивации обучающихся к сохранению своего здоровья;
— психологическое просвещение участников образовательного процесса;
— содействие профессиональному самоопределению обучающихся;